Поставь оценку сайту
5
3
0
Смотреть Результаты

Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам

The AK Site

My-shop.ru - Ваш Интернет-магазин

Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Бесплатный  Okis.ru

Покажите мне такую страну, Где славят тирана, Где победу в войне над собой Отмечает народ. Покажите мне такую страну, Где каждый - обманут, Где назад означает вперед, И наоборот. Не вращайте глобус, Вы не найдете, На планете Земля стран таких не отыскать, Кроме той роковой, В которой вы все не живете, Не живете, потому что нельзя это жизнью назвать.

Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Маргуцек

Центральный музей ВВС РФ

Кольцо Патриотических Ресурсов

«Портал ПОГРАНИЧНИК» - объединение пограничников и сайтов пограничной тематики.

Проверка ТИЦ

2

Загрузка......

Поиск по тексту сайта:

Пожарная безопасность



Знак



Буклет "ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА зарубежных стран"

Скачать

Для скачивания - щёлкните по картинке


Видео-урок "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Скачать

Для скачивания - щёлкните по картинке


Видео "ОГНЕННЫЙ АД РОССИИ-2010"

Скачать

Для скачивания - щёлкните по картинке


Видео "ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ"

Скачать

Для скачивания - щёлкните по картинке


Видео на ПРОТИВОПОЖАРНУЮ тематику

Скачать

Для скачивания - щёлкните по картинке


ИЗ ИСТОРИИ ПОЖАРНОГО ДЕЛА В РОССИИ
Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100 - 200 дворов, летописи даже не упоминали.
Исторические летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.
С ростом городов, развитием средств производства, убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.
После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) три его старших сына - Изяслав, Святослав и Всеволод заключают между собой союз для совместных действий по решению политических и военных задач. Ко времени существования данного союза относится одно из первых упоминаний в официальных сводах законов мер по борьбе с пожарами. Сыновьями Ярослава была составлена так называемая "Правда Ярославичей" - документ, в соответствии с которым определялись наказания за различные преступления. В статье № 32 "Правды Ярославичей", в частности, говорилось о наказании за поджог княжеской борти.
После неоднократных нашествий на Русь половецких полчищ, полувековой раздробленности государства, распавшегося на феодальные княжества, войн и потрясений, в 1113 г. к власти пришел Владимир Мономах. Во время правления Владимира и его сына Мстислава Киев на несколько лет вновь стал центром большого государства. Законы, устанавливающие наказания за деяния, связанные с пожарами, пополнились несколькими статьями.
При великом князе Московском и всея Руси Иване III (1440 - 1505 гг.) внимание к "пожарной" проблеме усилилось. Иван III впервые в России придал законодательную силу борьбе с пожарами от бытовых причин, признавая их наиболее распространенными ввиду полной беспечности населения при обращении с огнем. Судебник 1497 г. устанавливал самую суровую кару за поджог (поджигателя, наряду с иными, наиболее опасными преступниками, надлежало казнить "смертной казнью").
Карательные меры, применяемые к поджигателям, в последующих сводах судебных законов оставались теми же. И в судебнике царя Ивана IV (Грозного) от 1550 г., и в судебнике царя и великого князя Федора Ивановича от 1589 г. наказание за поджог оставалось столь же суровым: "жывота не дати, казнити смертною казнью".
Длительное время система предупреждения пожаров держалась исключительно на карательных мерах. Первые действенные мероприятия, направленные непосредственно на предупреждение пожаров стали проводиться лишь в государстве Московском. После "Всесвятского" пожара (1365 г.) московский князь Дмитрий Иванович принимает решение защитить город Кремль от врагов и от пожаров новым огнестойким строительным материалом - белым камнем. В результате проведенного строительства длина Кремлевских стен к 1367 г. достигла 2 тысяч метров. С этого времени Москву стали величать "белокаменной". Однако, основная часть жилых построек по обеим сторонам Кремлевской стены, по-прежнему, была деревянной, и пожары продолжали периодически опустошать столицу.
В 1434 г. великий князь Василий II повелел не только осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее опасных ремеслах и в быту. Когда же пожар все же возникал, а случалось это на Руси, к сожалению, часто, основной действенной силой при тушении пожаров, как и многие века до того, оставался народ, вооруженный баграми, кирками и ведрами.
В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. После этих пожаров от великого князя Московского и всея Руси Ивана III выходит повеление снести все дома, лавки и прочие постройки, находящиеся на расстоянии ближе ста десяти сажен (примерно 235 метров) от кремлевских стен. Впоследствии Кремль окружают глубоким рвом, по которому пускают воду из близлежащих речушек. Этот ров и пустырь вокруг кремлевских стен выполняли как противопожарные, так и оборонительные функции.
Первые противопожарные правила для населения были изданы в 1504 г. Они предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.
В начале XVI в. по указу Ивана III в Москве была организована пожарно-сторожевая охрана. На улицах города устанавливали особые заставы с решетчатыми воротами, которые на ночь закрывались. На заставах осуществлялось круглосуточное дежурство. В качестве сторожей привлекались горожане по одному с каждых десяти дворов, возглавляемые решеточными приказчиками. В обязанности сторожей вменялось наблюдение за тем: "чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц". Несение службы на заставах контролировали назначенные должностные лица из дворян, так называемые "объезжие головы". Также в помощь "объезжим головам " из жителей назначались десятские, сотские и тысяцкие, которые в случае возникновения пожара сгоняли народ для его тушения. Тех же, кто отказывался тушить, били батогами и волокли на пожар силой.
В 1547 г. после опустошительного пожара в Москве, Иван IV (Грозный) издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах. Чтобы никто этого закона не нарушал, на печи накладывались восковые печати. Этот же указ обязывал жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это позволяло жителям в короткие сроки самостоятельно ликвидировать пожар в начальной стадии, не тратя времени на доставку воды от ближайшего колодца.
В 1550 г. в России учреждается стрелецкое войско. Согласно царскому указу, стрельцы обязаны были являться на пожары и принимать участие в тушении. Это, несомненно, было шагом вперед в деле предупреждения и тушения пожаров. Подчиняющихся строгой воинской дисциплине стрельцов значительно быстрее можно было организовать для тушения пожара, чем разношерстное городское население, да и пользы от них при тушении было больше. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские формирования.
После упразднения в 1698 г. стрелецкого войска и создания регулярных полков, войска по-прежнему привлекались к тушению пожаров. В 1711 г. Петр I издает указ "О неукоснительном прибытии войск на пожары", название которого говорило само за себя. Однако, наряду с войсками, к надзору за противопожарным состоянием города и тушению возникающих пожаров все так же привлекалось городское население.
Вследствие слабого развития технических средств тушения пожаров одним из важнейших методов борьбы с огнем оставалось недопущение возникновения пожаров.
В 1649 г. выходят два документа, имеющие отношение к мерам по предупреждению пожаров. Первый документ - "Соборное уложение", вводил уголовную ответственность не только за поджог, как было прежде, но и за неосторожное обращение с огнем, повлекшее за собой значительные убытки. Закон устанавливал особую ответственность и за кражу собственности во время пожара. В апреле 1649 г. выходит второй документ - "Наказ о градском благочинии", который в основном повторял принятые ранее правила обращения с огнем в быту: предписывал иметь всем жителям в домах ведра и запас воды, соблюдать правила пользования печами. Наряду с этим, Наказ впервые устанавливал ответственность должностных лиц за выполнение правил пожарной безопасности.
Следует отметить, что большая часть предпринимаемых усилий по борьбе с "пожарностью" в России не имела особого положительного эффекта. Для изменения подхода к данному вопросу необходимо было создание профессиональной пожарной охраны. И это должны были быть не просто организованные и подчиняющиеся строгой дисциплине люди, а хорошо обученные тушению пожаров профессионалы, объединенные в специальные, постоянно действующие подразделения - пожарные команды. И надо заметить, что попытки организовать подобные команды не раз предпринимались в Москве и Санкт-Петербурге на протяжении XVI - XVII веков.
В 1624 г. в Москве при Земском дворе была организована первая пожарная команда. Она имела в своем составе 100 человек из "ярыжных" (полицейских служащих низших чинов), перешедших на содержание государства. К 1629 г. численность этой команды составляла уже 200 человек, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Команда была оснащена бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми, щитами и прочим имуществом, выделяемым казной. При Земском дворе постоянно дежурило 20 извозчиков при конном обозе, готовых по первому набатному звону доставить огнеборцев с их инструментами к месту пожара. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирал на содержание команды с населения подати.
Начало XVIII века характеризовалось для России подъемом во всех областях государственного строительства, сближением с передовыми державами, активным стремлением участвовать в процессе "большой европейской политики". В данной ситуации нельзя было больше терпеть бессилие властей и народа перед неизбежностью возникновения больших пожаров, которые, как и много веков назад, продолжали практически беспрепятственно бушевать по всей России.
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и об устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. вышел указ, в котором повелевалось во всех городах России "деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам". Постепенно каменное строительство стало обязательным. Невыполнение требований пожарной безопасности влекло за собой наказание и штрафные санкции. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 г. устанавливались следующие штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше».
В Санкт-Петербурге строительство деревянных домов было запрещено с 1712 г. Кроме каменных разрешалось строить только глинобитные дома. Здания велено было возводить в один ряд, и расстояния между постройками должны были составлять не менее 13 м. Во избежание пожаров все деревянные постройки вблизи важных и пожароопасных объектов сносились.
Требования пожарной безопасности в строительстве постоянно дополнялись. В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.
После смерти Петра I внимание к вопросам предупреждения пожаров ослабло. Отдельные указы и постановления, принятые в этот период, лишь дублировали нормативные акты, разработанные при Петре. Вместе с тем все большее внимание начинает уделяться формированию сил и средств пожаротушения.
В 1722 г. при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была создана специализированная пожарная команда из рабочих. В 1741 г. организованы пожарные команды для охраны Зимнего дворца и летних резиденций в Царском селе.
В 1763 г. в Санкт-Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены "пожарные конторы", а также определен штат чинов при пожарных инструментах. Однако, по-прежнему, для тушения пожаров, в порядке пожарной повинности, привлекалось необученное городское население. Обязательные пожарные дежурства отвлекали от основных занятий, поэтому горожане, определяемые для дежурства, как могли, уклонялись от обременительной повинности.
В 1798 - 1799 гг. "пожарные конторы" переименовываются в "пожарные экспедиции". Однако, это никак не повлияло на улучшение дела по организации пожаротушения. Назрела необходимость коренным образом изменить подход к решению вопроса борьбы с пожарами. Необходимо было отменить пожарную повинность городского населения, не отвечавшую поставленным перед ней задачам, и приступить к организации по-настоящему профессиональной пожарной службы. Поворотным этапом в решении этого наболевшего вопроса стало начало XIX века.
Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано Министерство внутренних дел. В состав Министерства вошли "Управы благочиния", которыми руководили обер-полицмейстеры, стоявшие во главе полиции в Петербурге и Москве. Подобные управы были организованы и в губернских городах. В задачу управ входило централизованное управление пожарной охраной в городах, и их можно считать прообразом сегодняшних органов управления пожарной охраной в стране.
29 ноября 1802 года издается Указ Александра I "Об учреждении при полиции особенной пожарной команды": "В облегчение обывателей здешней Столицы от поставки пожарных работников натурою, приказал Я учредить при Полиции особенную для исправления сей повинности, так как и для содержания ночной стражи команду, из 1602 человек состоящую, составив оную из солдат неспособных к фронтовой службе...".
Почти сразу после того, как данная пожарная команда начала работать, Указом Александра I от 24 июня 1803 г. население столицы было освобождено от несения пожарной повинности: выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Отныне содержание пожарных команд полностью брало на себя государство.
31 мая 1804 года аналогичная пожарная команда была создана в Москве, а позже, и в других городах России.
Впоследствии порядок несения службы в пожарных командах стал определяться в соответствии с «Уставом пожарным», принятым в 1832 году.
Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраны было утверждение 17 марта 1853 г. "Нормальной табели составу пожарной части в городах". Согласно этому документу, в целях создания упорядоченной структуры пожарной охраны, все города России, кроме столичных, были разделены на семь групп по числу жителей. Для каждой группы предусматривался штатный состав, количество пожарного инвентаря и отпускаемые средства на их ремонт. К первому разряду относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел.
Новой страницей в деле предупреждения пожаров и борьбе с ними можно считать появление в России в середине XIX в. добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Потребность в добровольных командах возникла в связи с тем, что профессиональные пожарные были не в состоянии полностью контролировать положение с пожарами в государстве. Добровольных пожарных не нужно было призывать к осторожному обращению с огнем. Они сами стояли на страже имущества и жизни своих близких и являлись лучшими пропагандистами мер пожарной безопасности.
В 1892 г. было образовано Российское пожарное общества, которое объединило вокруг себя практически все добровольные пожарные силы в стране.
После Октябрьской революции 1917 г. по представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета "Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.
Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.
12 июля 1920 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением передал пожарную охрану в ведение Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД).
Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923 - 1925 гг. были награждены орденами Труда Российской Федерации (орденом Трудового Красного Знамени - высшей правительственной наградой того времени).
Утверждение в июле 1924 г. устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд.
10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).
Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. "Положения о Государственном пожарном надзоре". В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения. В цехах, на предприятиях, жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.
В 1940 г. был введен в действие "Боевой устав пожарной охраны", "Устав внутренней службы" и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.
В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.
В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.
В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки органов управления и подразделений пожарной охраны, восстановление и развитие их материально-технической базы.
В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.
В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ) в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.
Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что эти подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства. 14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.
1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.
Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских Игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады - 80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.
1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.
В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 - первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.
В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места.
23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ.
21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон "О пожарной безопасности". Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности - это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.
История пожарного дела в России имеет не только государственные вехи. Она наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев. О развитии пожарной охраны в вашем городе (регионе) можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны, а также в Центрах противопожарной пропаганды и общественных связей, которые имеются во всех Управлениях и Отделах ГПС субъектов России.

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА РОССИИ
История пожарной охраны России начинается с 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Виды пожарной охраны:

  • Государственная противопожарная служба
  • муниципальная пожарная охрана
  • ведомственная пожарная охрана
  • частная пожарная охрана
  • добровольная пожарная охрана

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это:
• 220 000 человек

  • 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо
  • 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей

• 49 пожарных катеров

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
• организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

  • организация и осуществление государственного пожарного надзора;

• тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
• профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2000000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), 5 ведомственных учебных заведениях и 94 испытательных пожарных лабораториях.

Государственный пожарный надзор
Одно из важнейших направлений деятельности ГПС - осуществление пожарного надзора. Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят: 1 500 000 мероприятий по контролю за пожарной безопасностью предлагают к исполнению до 7 500 000 противопожарных мероприятий. Благодаря этому: ежегодно предотвращается до 450 000 пожаров, сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

ГОСТ 12.1.004-91 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ»

В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, и выполнять одну из следующих функций:
- исключать возникновение пожара;
- обеспечивать пожарную безопасность людей;
- обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
- обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне.
В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:
- пламя и искры;
- повышенная температура окружающей среды;
- токсичные продукты горения и термического разложения;
- дым;
- пониженная концентрация кислорода.
К вторичным проявлениям ОФП, воздействующих на людей и материальные ценности, относятся:
- осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
- радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;
- электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;
- опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
- огнетушащие вещества.
Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно-допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:
- установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;
- обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;
- организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т.п.)
Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей и (или) коллективную защиту людей.
В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара.
Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:
- быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ,
- допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиции требования экологии и совместимости с горящими веществами и материалами),
- источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных),
- требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, и др.
Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения - в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара, и многое другое.
ГОСТ 12.1.004 - единственный из стандартов в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При этом самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ
Все пожары, в зависимости от того, в каком агрегатном состоянии находятся горючие вещества, участвующие в процессе горения, делят на несколько классов и обозначают их прописными латинскими буквами A, B, C, D, E. Характеристики классов пожара и пиктограммы, используемые для их обозначения, приведены в приложении.
В зависимости от вида заряженного вещества, огнетушители могут быть использованы для тушения одного или нескольких классов загорания:
класс А - загорание твердых горючих веществ
класс В- загорание жидких горючих веществ
класс С- загорание газообразных горючих веществ
класс D- загорание металлов и металлсодержащих веществ
класс Е- загорание электроустановок, находящихся под напряжением
Необходимо отметить, что приведенная классификация почти совпадает с той, которая утверждена международным стандартом ISO 3941. В международном стандарте отсутствуют подклассы, и нет класса «Е», но есть класс "F", которым обозначают пожары, которые могут происходить на участках приготовления пищи объектов питания. Необходимо иметь в виду, что национальная классификация в некоторых странах отличается от международной. Так в США буквой "A" обозначают пожары твердых горючих веществ, буквой "B" - пожары жидких и газообразных веществ, а вот буквой "C" - пожары электрооборудования, находящегося под напряжением, буквой "D" - пожары металлов и металлсодержащих веществ. Поэтому, когда вы берете в руки огнетушитель, обязательно посмотрите на его этикетку, рассмотрите пиктограммы классов пожаров, для тушения которых предназначен этот огнетушитель.
Пиктограммы классов пожаров, для тушения которых огнетушитель не может быть использован, или перечеркнуты диагональной полосой, или не приводятся вовсе.

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕРМИНЫ,
ПОНЯТИЯ, АББРЕВИАТУРЫ

аварийный выход - выход, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационному выходу, может предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийный выход не учитывается при эвакуации в случае пожара. (См. также эвакуационный выход).
ГЖ (горючая жидкость) - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки выше 61 0С;
загорание - неконтролируемое горение вне специального очага без нанесения ущерба;
запасной выход - см. аварийный выход, эвакуационный выход.
ЛВЖ (легковоспламеняющаяся жидкость) - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки выше 60 0С;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
опасный фактор пожара (ОФП) - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу;
очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;
первичные средства тушения (первичные средства пожаротушения) - устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и ликвидации загорания на начальной стадии развития пожара (огнетушители, песок, войлок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопаты и др.);
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (неверное сочетание: противопожарная безопасность);
пожарная нагрузка - количество теплоты, отнесенное к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещение или здание при пожаре;
пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожарная профилактика -комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
прямой ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
эвакуационный выход - выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.
эвакуация людей при пожаре - вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, в безопасную зону.



 

 

Сертификат на никнейм Преподаватель ОБЖ Желонкин Игорь Константинович, зарегистрирован на htpp://www.pro-obzh.okis.ru
Зарегистрировать никнейм!

Новый материал для уроков

Видео для уроков ЗДЕСЬ...

Новый материал...

ПДД для детей (видео) здесь...

НОВОЕ ВИДЕО

На главной странице - кнопка "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ"

ВИДЕОУРОКИ (новые)

Новый материал от сайта infourok.ru на странице "РЕСУРСЫ для урока"

Видеотека

В выпадающем меню "ВИДЕО ОБ МЧС"

Осталось...

Klepa.ru

Не ЖмИсЬ !!!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Для развития сайта Скажите "СПАСИБО!" Яндекс-кошелёк: № 41001987815317 Деньги@mail.ru: № 1086 3001 4343 5523 Дай пять!

Информер «Мой баланс»

Всероссийский интернет-педсовет-2011

Знаем-Можем

Каталог webplus.info

html хуетчик посещений
купить Apple iPad

Яндекс.Метрика

PR-CY.ru

раскрутка сайта в поисковиках, раскрутка сайта стоимость

webgari.com Рейтинг сайтов

Поиск людей POISK.GOON.RU

Русские программы

Гидрометцентр России

Цена pro-obzh.okis.ru